Как проявляется ридингфобия у детей

Медицина знает множество видов фобий, все даже трудно перечислить. Наименее изве­стная на сегодняшний день — навязчивый страх перед чтени­ем у детей — ридингфобия. Иногда ее еще называют синдромом Джек­сона. По его мнению автора, это состояние — следствие как бы родимого пят­на на коре мозга, забитых каналов, «неисправного реле» или «мертвой зоны» в центральной нервной системе. Школьник, страдающий ридингфобией, может иметь хорошую память, неплохо успевать по математике, но с невероятным трудом усваивает печатный текст. Чуть не по складам разбирает предложение, не понимая, о чем читает. Естественно, при таких проблемах с чтением про­исходит нарушение процесса познания. И приводит оно к тому, что ребенок начинает испытывать страх перед книгой, отказывается читать, отстает в развитии от своих сверстников

Иногда такие дети, не доучившись, бросают школу, а если заканчивают, то часто не знают, что делать дальше. На работе человек, страдающий ридингфобией пассивен, безынициативен, почти не способен к планированию и особенно прогнозированию своего труда. Если он занимает руководящий пост, а случается и это, то его деятельность характеризуется постоянным подавлением живой мысли, неприятием новых идей, приверженностью к сложившимся стереотипам, отсутствием воображения. И причины тут также кроются, в постоянном нарушении процес­са познания, обусловленном тор­можением в центральной нерв­ной системе. Тормозится и вос­приятие информации зритель­ным аппаратом. Человек боится, отталкивает от себя новую ин­формацию, не в силах «перева­рить» ее.

Как рас­познаётся ридингфобия у детей

Ре­бенок с этой патологией вначале не отличается от своих сверстни­ков: запоминание букв и слов да­ется ему легко. Первые трудно­сти начинаются с предложе­ний — не всегда удается уловить смысл прочитанного. При чтении короткого отрывка (не говоря уж об увлекательном, интересном для другого ученика рассказе или повести) ребенок, страдаю­щий ридингфобией, не помнит, что было в начале абзаца или в первой главе. Он не понимает содержания, не может переска­зать текст и даже не в силах ответить на вопросы о прочитан­ном. Сформулировать игровую задачу на основе прочитанного текста или решить готовую, предложенную учителем или то­варищем, для него тем более не­посильно. Анализ прочитанного текста такой ученик сделать не в силах. Ридингфобия, как и другие навязчивые страхи, возникает независимо и вопреки желанию больного ребенка. Он понимает свое состояние, относится к нему критически, но самостоятельно избавиться от навязчивого стра­ха не может.

Чувство беспомощ­ности порождает неуверенность в себе, усиливает страх перед книгой. Процесс чтения не приносит никакого удовольствия и даже усугубляет страдания. У ребенка возникает чувство неполноцен­ности и беззащитности. Может измениться характер и даже по­ведение: он становится робким, боязливым, идет «по линии наи­меньшего сопротивления». Вот простой психологический тест. Если подросток встречает хулиганов, которые избивают его, отнимают деньги, то у него могут быть три типа реакции: первый — жалоба в полицию или родителям; второй — поиск возможности отомстить обидчи­кам; третий — полное отсутствие деятельности: не будет делать ничего, а при повторной встрече с теми же хулиганами даже не попытается бежать или сопро­тивляться, со страхом ждет рас­правы. Вот этот третий тип реак­ции характерен для детей с ри­дингфобией. Такие мальчики, по­падая под влияние более актив­ных ребят, становятся покорны­ми, на все готовыми исполните­лями их воли, к сожалению, ча­сто пополняя ряды несовершен­нолетних правонарушителей.

Как бороться с ридингфобией

Ридингфобия характеризуется условным рефлексом, при котором в коре го­ловного мозга возникает изоли­рованный очаг патологически инертного застойного возбужде­ния, вызывающий торможение определенных процессов. Вслед­ствие этого образующиеся услов­ные рефлексы становятся осо­бенно прочными, незакономерно устойчивыми. Но торможения других участков корь» больших полушарий не происходит, и у больного даже сохраняется критическое отношение к своему состоянию. Заметив признаки ридингфобии у ребёнка, обратитесь к детскому пси­хоневрологу. Он, если понадо­бится, назначит медикаментоз­ное лечение, может быть, сеансы гипнотерапии.

Чтобы избавиться от ридингфобии, нужно затормозившуюся мысль как бы направить по об­ходному пути, то есть заставить активную область мозга выпол­нять работу, которую не может осуществлять заторможенный участок. И здесь огромная роль принадлежит родителям. Всякий раз при возникновении затрудне­ний просите ребенка стараться рассуждать вслух, чтобы им­пульс мысли переключился в другую, активную зону мозга. Ридингфобия — стойкое нарушение и нелегко избавить от неё ребенка. Для этого требуется и от него самого, и от родителей или учителя большая настойчивость и терпе­ние. Первое условие: ребенок должен ежедневно как можно больше читать вслух, предпочти­тельно книги, пробуждающие воображение (фантастику, детек­тивы, приключения).

Потом, после окончания чте­ния, не предлагайте ему сразу же обдумать прочитанное, не за­ставляйте тут же пересказывать текст. Только спустя некоторое время, желательно без свидете­лей, заведите с ним разговор о хорошо известных фактах, над которыми не нужно думать (имя матери, сколько лет отцу, когда день рождения и так далее). И если вы видите, что ребенок ведет этот разговор без напря­жения, отвечает быстро, не заду­мываясь, тут же неожиданно за­дайте ему вопрос из недавно прочитанного текста. Если ответ получен сразу же, продолжайте вопросы. Если ребенок не отве­чает, то урок прекращается и возобновляется через какое-то время.

Занятие должно проходить спокойно, доброжелательно, без критики. При первых успехах не жалейте похвал — это способ­ствует формированию уверенно­сти в себе, постепенному преодо­лению страха перед чтением. По­вторяйте такие занятия как мож­но чаще, но только так, чтобы не ухудшать состояние ребенка, чтобы беседа была ему в ра­дость. Самое трудное — это преодо­леть чувство беспомощности, ко­торое порождает страх и неуве­ренность, поэтому и лечение, и занятия нужно начинать как можно раньше. Не отказывай­тесь от занятий при первом не­успехе. Внушайте ребенку, что ему все по силам, и постепенно он сам убедится в этом. Труд нелегкий, возможны и неудачи, но при известной настойчивости результаты обычно хорошие.