Нарушения развития ребёнка в период новорожденности

Новорожденный ребёнок чувстви­телен и раним, особенно в те дни, а может быть, даже часы и минуты, когда наи­более уязвимым бывает са­мый сложный и самый неж­ный орган, «верховный распо­рядитель» всего организ­ма — головной мозг. К моменту появления младенца на свет мозг еще оста­ется в значительной мере незрелым, и именно эта не­зрелость обусловливает его повышенную чувствитель­ность к различным поврежда­ющим факторам, которые позже вызывают нарушения развития ребёнка.

Во время родов головка плода, естественно, испыты­вает некоторое сдавливание. Но кости таза матери доста­точно подвижны, ткани родо­вых путей эластичны, да и череп ребёнка приспособлен к кратковременному и без­болезненному изменению формы. Так что, как правило, все обходится благополучно. Но в некоторых случаях, на­пример, если размеры голов­ки не соответствуют размеру таза матери, это сдавливание может оказаться небезобид­ным. Весьма чувствителен мозг к гипоксии — недостатку кис­лорода, возникающему ино­гда во внутриутробном пери­оде и усиливающемуся при осложненных родах. На фоне кислородного голодания лег­че возникают расстройства дыхания (асфиксия), способ­ные вызвать нарушения мозгового кровообращения, кровоизлияния в мозг и дру­гие изменения.

В подобных случаях в ро­дильном доме принимаются экстренные меры, позволя­ющие с максимальной бы­стротой вывести ребёнка из асфиксии, предотвратить её последствия. Однако дети, перенесшие асфиксию или родовую травму, нуждаются в особом внимании. Ведь да­же незначительные пораже­ния нервной системы, не дав­шие о себе знать поначалу, могут сказаться впослед­ствии и вылиться в физические или психические нарушения развития ребёнка. Причиной подобных нару­шений могут быть и неблаго­приятные воздействия, испы­танные плодом еще внутриут­робно: заболевания матери, осложнения беременности, а может быть, и другие не под­дающиеся учету факторы. Поэтому за состоянием ре­бенка, за ходом его развития надо пристально следить.

Двигательные нарушения развития ребёнка

Здоровый ребенок, осво­божденный от пеленок, обыч­но подымает ручки, а спит почти всегда с ручками, за­прокинутыми кверху. Если же обе или одна его рука никогда не подымаются или подымаются совсем не­много; если кисть поднятой руки не составляет единой линии с предплечьем, а вяло свисает; если кулачки посто­янно плотно сжаты, причем большой палец прижат к ла­дони остальными четырьмя или же пальчики переплете­ны наподобие кукиша, можно заподозрить парез (частич­ный паралич). Такое же подозрение воз­никает, если ребенок не сги­бает ножки, а держит их вы­тянутыми и перекрещенными.

Нередко поражение цен­тральной нервной системы проявляется повышением то­нуса мышц. В этих случаях трудно согнуть ножки ребен­ка (обе или одну) в тазобед­ренных суставах, широко раз­вести их в стороны. Сопро­тивление мышц бедра можно заметить, занимаясь с малышом гимнастикой и даже под­кладывая подгузник. И учти­те: оно может проявиться не сразу, а примерно на третьем месяце. Еще позднее, к полугоду, становится заметен такой симптом, как сгибание паль­цев ног: подушечки пальцев прижаты к подошве и не вы­прямляются даже при попыт­ке поставить ребенка на твердую плоскость. Бывает и другое: наруж­ный край стопы как бы отви­сает, создавая впечатление косолапости. Происходит это из-за слабости мышц, вызван­ной поражением нервной системы. Затрудненное сгибание но­ги в тазобедренном суставе может свидетельствовать не только о повышении мышеч­ного тонуса, но и о недоразви­тии сустава. В последнем слу­чае тем более необходимо срочное вмешательство, ибо в ранние сроки дефект обыч­но исправляется наложением особых шин, а позднее уже приходится прибегать к опе­рации.

Особенности поведения грудного ребёнка

Грудной ребенок часто плачет — это естественно. Но он бывает и спокоен и радо­стно настроен. А у больного малыша, даже если он лежит тихо, выражение личика все­гда плаксивое, углы губ опущены. Плачет он подолгу, и во время плача у него дрожит подбородок, дрожат ручки. (Это может случаться и со здоровыми детьми, но изред­ка и лишь при очень большом напряжении, у больных же такое состояние устойчиво, постоянно.)

Нарушения развития ребёнка

Должна насторожить и особенность глаз больного ребенка; иногда они слишком выпуклы, а взгляд как бы обращен к потолку. Впечат­ление такое, будто малыш, выгибая затылок, все время пытается рассмотреть что-то позади себя. В норме верхнее и нижнее веко достигают краев радуж­ки. При некоторых поражени­ях центральной нервной си­стемы, и в частности при по­вышении внутричерепного давления, глаз выглядит не­сколько иначе — радужка временами опускается к нижнему веку, и под верхним становится виден белок. Вра­чи называют такое явление симптомом заходящего солнца. Лицо при этом приоб­ретает выражение крайнего удивления или испуга. Осо­бенно часто радужка опуска­ется при быстрой перемене положения, например, когда малыша берут на руки.

«Закаты», судороги у ребёнка

Во время какого-либо острого заболевания, при вы­сокой температуре у ребёнка могут возникать судороги, но малыши, имеющие нарушения развития нервной систе­мы, особенно склонны к ним. У таких детей судороги (мы­шечные спазмы) возникают и, казалось бы, без причины. Во время плача ребенок вдруг «закатывается», сине­ет или бледнеет, выгибается дугой. Он как бы цепенеет, иногда даже на короткое вре­мя теряет сознание. В более тяжелых случаях спастиче­ски сжимаются кисти рук (пальцы как бы собираются в щепоть) или судорожно выги­баются стопы, бывают ритми­ческие подергивания всего тела. Такие приступы обычно длятся несколько секунд или минут.

Явления типа «закатов» могут быть признаком пора­жения центральной нервной системы, а могут объясняться и повышенной нервно-мышечной возбудимостью (спазмофилией), связанной с расстройством минерального обмена. Лечение в том и дру­гом случае, конечно, разное, но одинаково важно начать его безотлагательно.

Отставание в развитии

Последствия асфиксии или другие расстройства мо­гут не заявлять о себе ника­кими явными симптомами, проявляясь лишь в отстава­нии психофизического раз­вития. Небольшие нарушения общих, сред­них стандартов возможны и у вполне здоровых детей, сле­дите все же за темпами развития своего ребёнка. Здоровый малыш к полутора-двум ме­сяцам хорошо удерживает го­ловку в вертикальном поло­жении. К двум — улыбается в ответ на обращенную к нему ласковую речь взрослого; следит взглядом за движу­щейся игрушкой. В три месяца — ле­жит на животе, выгибая спин­ку и опираясь на руки, хорошо упирается ножками в твер­дую плоскость. К четы­рем — тянется руками к вися­щим над грудью игрушкам, ощупывает и захватывает их, а к пяти уже берет поднесен­ную ему игрушку и может ее долго удерживать. В шесть месяцев малыш начинает ползать, в восемь-девять, придерживаясь рука­ми за барьер, самостоятельно встает, переступает вдоль барьера, в 11 уже самосто­ятельно стоит, к году начина­ет ходить, произносит около десятка коротких слов, вы­полняет по просьбе взрослого простые действия.

Нарушения развития ребёнка, причем значительные, иногда объясняется какими-либо об­щими заболеваниями, напри­мер, рахитом; оно может быть следствием плохого ухода за малышом. Но не исключена и причина более серьез­ная — поражение централь­ной нервной системы. Все эти явления должны заста­вить родителей обратиться к врачу. И не медля, не откла­дывая, не уповая на то, что ребенок «перерастет», что это у него «младенческое». Весьма серьезные причи­ны заставляют настаивать на срочной консультации: дело в том, что первый год жиз­ни — время, когда лечение может быть наиболее эффек­тивным. Незрелость мозга но­ворожденного обусловлива­ет его повышенную уязвимость. Но эта же незрелость дает и надежды на восстановление нарушенных функций.

В первые месяцы жизни происходит совершенствова­ние не только нервных кле­ток, но и нервных воло­кон — проводящих путей, ко­торые связывают головной мозг с мышцами, с органами чувств, У интенсивно разви­вающегося мозга особенно велики компенсаторные воз­можности. Компенсация про­исходит за счет усиленного роста мельчайших кровенос­ных сосудов — капилляров, обеспечивающих питание поврежденных участков, за счет мощного роста уцелев­ших отростков нервных кле­ток и увеличения связей меж­ду ними. В раннем возрасте «специализация» отдельных областей коры го­ловного мозга еще не завер­шена и потому легче происхо­дит замещение функций, ког­да неповрежденные участки берут на себя обязанности поврежденных.

Компенсаторные процессы протекают, конечно, гораздо интенсивнее, если их поддер­живают специальными лечеб­ными мерами. Вот почему в борьбе с последствиями по­ражений мозга дорог бук­вально каждый день, а потеря времени может быть невосполнимой. Своевременное обследо­вание и, если в этом есть необходимость, консультация нескольких специалистов по­могают поставить правиль­ный диагноз, назначить лечение. Не случайно за­конодательство предостав­ляет матери возможность в течение года оставаться до­ма с ребенком, сохраняя за собой место работы и не те­ряя трудового стажа. Этот первый год очень много зна­чит, он самый сложный и от­ветственный.