Новорожденный ребёнок чувствителен и раним, особенно в те дни, а может быть, даже часы и минуты, когда наиболее уязвимым бывает самый сложный и самый нежный орган, «верховный распорядитель» всего организма — головной мозг. К моменту появления младенца на свет мозг еще остается в значительной мере незрелым, и именно эта незрелость обусловливает его повышенную чувствительность к различным повреждающим факторам, которые позже вызывают нарушения развития ребёнка.
Во время родов головка плода, естественно, испытывает некоторое сдавливание. Но кости таза матери достаточно подвижны, ткани родовых путей эластичны, да и череп ребёнка приспособлен к кратковременному и безболезненному изменению формы. Так что, как правило, все обходится благополучно. Но в некоторых случаях, например, если размеры головки не соответствуют размеру таза матери, это сдавливание может оказаться небезобидным. Весьма чувствителен мозг к гипоксии — недостатку кислорода, возникающему иногда во внутриутробном периоде и усиливающемуся при осложненных родах. На фоне кислородного голодания легче возникают расстройства дыхания (асфиксия), способные вызвать нарушения мозгового кровообращения, кровоизлияния в мозг и другие изменения.
В подобных случаях в родильном доме принимаются экстренные меры, позволяющие с максимальной быстротой вывести ребёнка из асфиксии, предотвратить её последствия. Однако дети, перенесшие асфиксию или родовую травму, нуждаются в особом внимании. Ведь даже незначительные поражения нервной системы, не давшие о себе знать поначалу, могут сказаться впоследствии и вылиться в физические или психические нарушения развития ребёнка. Причиной подобных нарушений могут быть и неблагоприятные воздействия, испытанные плодом еще внутриутробно: заболевания матери, осложнения беременности, а может быть, и другие не поддающиеся учету факторы. Поэтому за состоянием ребенка, за ходом его развития надо пристально следить.
Двигательные нарушения развития ребёнка
Здоровый ребенок, освобожденный от пеленок, обычно подымает ручки, а спит почти всегда с ручками, запрокинутыми кверху. Если же обе или одна его рука никогда не подымаются или подымаются совсем немного; если кисть поднятой руки не составляет единой линии с предплечьем, а вяло свисает; если кулачки постоянно плотно сжаты, причем большой палец прижат к ладони остальными четырьмя или же пальчики переплетены наподобие кукиша, можно заподозрить парез (частичный паралич). Такое же подозрение возникает, если ребенок не сгибает ножки, а держит их вытянутыми и перекрещенными.
Нередко поражение центральной нервной системы проявляется повышением тонуса мышц. В этих случаях трудно согнуть ножки ребенка (обе или одну) в тазобедренных суставах, широко развести их в стороны. Сопротивление мышц бедра можно заметить, занимаясь с малышом гимнастикой и даже подкладывая подгузник. И учтите: оно может проявиться не сразу, а примерно на третьем месяце. Еще позднее, к полугоду, становится заметен такой симптом, как сгибание пальцев ног: подушечки пальцев прижаты к подошве и не выпрямляются даже при попытке поставить ребенка на твердую плоскость. Бывает и другое: наружный край стопы как бы отвисает, создавая впечатление косолапости. Происходит это из-за слабости мышц, вызванной поражением нервной системы. Затрудненное сгибание ноги в тазобедренном суставе может свидетельствовать не только о повышении мышечного тонуса, но и о недоразвитии сустава. В последнем случае тем более необходимо срочное вмешательство, ибо в ранние сроки дефект обычно исправляется наложением особых шин, а позднее уже приходится прибегать к операции.
Особенности поведения грудного ребёнка
Грудной ребенок часто плачет — это естественно. Но он бывает и спокоен и радостно настроен. А у больного малыша, даже если он лежит тихо, выражение личика всегда плаксивое, углы губ опущены. Плачет он подолгу, и во время плача у него дрожит подбородок, дрожат ручки. (Это может случаться и со здоровыми детьми, но изредка и лишь при очень большом напряжении, у больных же такое состояние устойчиво, постоянно.)
Должна насторожить и особенность глаз больного ребенка; иногда они слишком выпуклы, а взгляд как бы обращен к потолку. Впечатление такое, будто малыш, выгибая затылок, все время пытается рассмотреть что-то позади себя. В норме верхнее и нижнее веко достигают краев радужки. При некоторых поражениях центральной нервной системы, и в частности при повышении внутричерепного давления, глаз выглядит несколько иначе — радужка временами опускается к нижнему веку, и под верхним становится виден белок. Врачи называют такое явление симптомом заходящего солнца. Лицо при этом приобретает выражение крайнего удивления или испуга. Особенно часто радужка опускается при быстрой перемене положения, например, когда малыша берут на руки.
«Закаты», судороги у ребёнка
Во время какого-либо острого заболевания, при высокой температуре у ребёнка могут возникать судороги, но малыши, имеющие нарушения развития нервной системы, особенно склонны к ним. У таких детей судороги (мышечные спазмы) возникают и, казалось бы, без причины. Во время плача ребенок вдруг «закатывается», синеет или бледнеет, выгибается дугой. Он как бы цепенеет, иногда даже на короткое время теряет сознание. В более тяжелых случаях спастически сжимаются кисти рук (пальцы как бы собираются в щепоть) или судорожно выгибаются стопы, бывают ритмические подергивания всего тела. Такие приступы обычно длятся несколько секунд или минут.
Явления типа «закатов» могут быть признаком поражения центральной нервной системы, а могут объясняться и повышенной нервно-мышечной возбудимостью (спазмофилией), связанной с расстройством минерального обмена. Лечение в том и другом случае, конечно, разное, но одинаково важно начать его безотлагательно.
Отставание в развитии
Последствия асфиксии или другие расстройства могут не заявлять о себе никакими явными симптомами, проявляясь лишь в отставании психофизического развития. Небольшие нарушения общих, средних стандартов возможны и у вполне здоровых детей, следите все же за темпами развития своего ребёнка. Здоровый малыш к полутора-двум месяцам хорошо удерживает головку в вертикальном положении. К двум — улыбается в ответ на обращенную к нему ласковую речь взрослого; следит взглядом за движущейся игрушкой. В три месяца — лежит на животе, выгибая спинку и опираясь на руки, хорошо упирается ножками в твердую плоскость. К четырем — тянется руками к висящим над грудью игрушкам, ощупывает и захватывает их, а к пяти уже берет поднесенную ему игрушку и может ее долго удерживать. В шесть месяцев малыш начинает ползать, в восемь-девять, придерживаясь руками за барьер, самостоятельно встает, переступает вдоль барьера, в 11 уже самостоятельно стоит, к году начинает ходить, произносит около десятка коротких слов, выполняет по просьбе взрослого простые действия.
Нарушения развития ребёнка, причем значительные, иногда объясняется какими-либо общими заболеваниями, например, рахитом; оно может быть следствием плохого ухода за малышом. Но не исключена и причина более серьезная — поражение центральной нервной системы. Все эти явления должны заставить родителей обратиться к врачу. И не медля, не откладывая, не уповая на то, что ребенок «перерастет», что это у него «младенческое». Весьма серьезные причины заставляют настаивать на срочной консультации: дело в том, что первый год жизни — время, когда лечение может быть наиболее эффективным. Незрелость мозга новорожденного обусловливает его повышенную уязвимость. Но эта же незрелость дает и надежды на восстановление нарушенных функций.
В первые месяцы жизни происходит совершенствование не только нервных клеток, но и нервных волокон — проводящих путей, которые связывают головной мозг с мышцами, с органами чувств, У интенсивно развивающегося мозга особенно велики компенсаторные возможности. Компенсация происходит за счет усиленного роста мельчайших кровеносных сосудов — капилляров, обеспечивающих питание поврежденных участков, за счет мощного роста уцелевших отростков нервных клеток и увеличения связей между ними. В раннем возрасте «специализация» отдельных областей коры головного мозга еще не завершена и потому легче происходит замещение функций, когда неповрежденные участки берут на себя обязанности поврежденных.
Компенсаторные процессы протекают, конечно, гораздо интенсивнее, если их поддерживают специальными лечебными мерами. Вот почему в борьбе с последствиями поражений мозга дорог буквально каждый день, а потеря времени может быть невосполнимой. Своевременное обследование и, если в этом есть необходимость, консультация нескольких специалистов помогают поставить правильный диагноз, назначить лечение. Не случайно законодательство предоставляет матери возможность в течение года оставаться дома с ребенком, сохраняя за собой место работы и не теряя трудового стажа. Этот первый год очень много значит, он самый сложный и ответственный.