Болезнь Дауна — как правильно развивать ребёнка

Болезнь Дауна характеризуется проявлением умственной отсталости. Рано начатое настой­чивое лечение в известной мере сти­мулирует психическое развитие ребен­ка. Но лекарства принесут мало поль­зы, если не будут сочетаться с пра­вильным воспитанием и развитием.

Болезнь Дауна у детей

Эмоции таких детей более сохран­ны, чем интеллект. Но, как правило, их эмоциональные реакции поверхно­стны, неглубоки, а потому ребенка можно без особого труда «переклю­чить» с одного состояния на другое. Воспитание облегчается и тем, что большинство детей, имеющих бо­лезнь Дауна, ласковы, дружелюбны, доверчивы, для них характерна безот­казная готовность делать то, что от них требуется. Они достаточно долго могут, не отвлекаясь, выполнять до­ступную для них работу. И задача родителей — максимально приспосо­бить ребенка к жизни, начиная зани­маться с ним с 4-6 лет, а если удастся, то и раньше. Они необходимы, чтобы ребенок не вырос совершенно беспомощным.

На­беритесь терпения и учите его, опира­ясь на характерную для таких детей склонность к подражанию. Надо не столько объяснять, сколько показы­вать. Покажите ему, как надо, умыва­ясь, потереть ладошку о ладошку, как сложить их горсточкой. А уж потом, держа руки ребенка в своих, проде­лайте эти действия у крана с водой. Иногда дети боятся воды, и тогда лучше начинать с игр — купать в тази­ке куклу, пускать кораблик.

При одевании тоже сначала помо­гайте ребенку. Важное методическое правило — все делать в одном и том же порядке, чтобы у ребенка посте­пенно вырабатывался автоматизм. Учите его застегивать и расстеги­вать пуговицы, а для этого сшейте нечто вроде жилета с петлями и пуго­вицами разной величины, но именно такими, какие есть на его одежде. И пусть, поупражнявшись на жилете, ре­бенок попробует застегнуть или рас­стегнуть пуговицу на своей кофточке. Поощряйте любое, пусть самое ма­ленькое проявление самостоятельно­сти, хвалите ребенка, чтобы стимули­ровать его активность. Необходимо следить за тем, как он надевает и снимает одежду, умеет ли складывать ее и класть в определен­ное место,— так он научится быть ак­куратным.

Болезнь Дауна не исключает разговорных навыков

Разговаривайте с ребёнком, чем бы вы не занимались, не остав­ляйте незамеченной его попытку пого­ворить, обратиться к взрослому, учите не только различать и называть пред­меты ближайшего окружения, но и строить простые предложения. Старайтесь расширять круг впечатлений ребенка, знакомьте его с заня­тиями взрослых, играми детей, в до­ступной форме рассказывайте о явле­ниях природы. В ходе беседы он до­лжен учиться отвечать на вопросы «кто это?», «что это?», «что делает?».

Очень полезны занятия с картинка­ми. Допустим, на картинке изображена чашка, ребенок назвал ее. И сразу же вы предлагаете ему: посмотри, а на столе есть чашка? Покажи мне ее. Или назовите и покажите какой-то предмет обстановки, а затем попросите ребен­ка найти его на картинке. У ребенка, который вообще не говорит, это разви­вает понимание чужой речи, что тоже очень важно. А ребенку, который осво­ил элементарную речь, подберите про­стые сюжетные картинки — типа «Мальчик читает книгу», «Мама моет посуду» и попросите его рассказать, что на них нарисовано. Помогите ему наводящими вопросами. Вопросы по картинке нужно ставить короткие и ясные.

Следующий этап — занятия с се­рией картинок, связанных несложным сюжетом. Дайте ребенку 3-4 картин­ки и попросите разложить их согласно развертыванию сюжета, а потом со­ставить рассказ. Это— сложное зада­ние. Особенно трудно ребенку расска­зывать. Он в основном ограничивается перечислением отдельных предметов или названий действий, не связывая их между собой. Но если вы проявите настойчивость и выдержку, от занятия к занятию речь будет становиться более связной.

Даже владея нужным словом или несложной фразой, болезнь Дауна накладывает определённый отпечаток и дети ма­ло говорят. Это обусловлено снижени­ем побуждений к высказываниям, сла­бым интересом к окружающему. Чтобы активизировать речь ребенка, необхо­димо поставить его в такую ситуацию, при которой он должен спросить или попросить что-либо. Например, попро­сить убранную вами игрушку, причем объясниться не жестом, а словами.

Моторное развитие детей с болезнью Дауна

Одна из характерных особенностей детей, страдающих болезнью Да­уна,— их неумение играть. В большин­стве случаев они бесцельно перестав­ляют игрушки с места на место, а проявить живой интерес к чему-либо, придумать, простейшую игровую ситу­ацию не могут. Научить ребенка играть необходимо не только для того, чтобы занять его свободное время. Игра спо­собствует развитию внимания, памяти, мышления, совершенствует эмоци­онально-волевую сферу ребенка.

Устройте в комнате игровой уголок, расставьте игрушечные мебель, посу­ду, зверушек. В игре создавайте ситу­ации, которые вызывали бы эмоци­ональные реакции. Например, медве­жонок вывалился из машины — его надо пожалеть, приласкать; лошадка долго скакала — теперь дадим ей воды. Каждый день занимайтесь с ребен­ком подвижными играми. Это поможет улучшить координацию движений. Приучайте его лазить, бегать, ходить по выложенным на полу из веревок квадрату, кругу, различным линиям. Дети должны уметь бросать мяч, пере­носить предметы с одного места на другое, доставать различные вещи, находящиеся в труднодоступных ме­стах: например, встав на стул, достать с полки игрушку. Необходимо приучать ребенка хотя бы к самому элементарному домашне­му труду. Не сделав этого, вы постави­те его в будущем в полную зависи­мость от окружающих.

Болезнь Дауна не ограничивает ребёнка в трудовых навыках

Практика работы с детьми, страда­ющими болезнью Дауна, показывает, что им доступна самая разнообразная работа. В младшем возрасте они могут подметать пол, вытирать пыль, уби­рать со стола и мыть посуду, в стар­шем — вымыть пол, постирать и погла­дить мелкое белье, пришить пуговицу. Ребенок обязательно должен иметь в семье определенные обязанности, выполнять те или иные поручения: доставать из почтового ящика газеты, поливать цветы. Обязанности эти сле­дует периодически разнообразить, чтобы поддерживать интерес к ним и развивать различные навыки. Обучая ребенка, старайтесь полнее использовать его склонность к подра­жанию. Повторяя за взрослым те или иные действия, он через некоторое время становится в состоянии их вы­полнять самостоятельно, но под обяза­тельным контролем.

Обучайте ребёнка грамоте и счёту

Некоторые дети, страдающие бо­лезнью Дауна, овладевают чтением, письмом и счетом, но, как правило, приобретенные знания носят механи­ческий характер. Они усваивают, на­пример, порядковый счет и с помощью наглядных средств — палочек, кру­жочков производят арифметические действия, но отвлеченный счет им, как правило, недоступен, и добиваться этого не надо. Если вам удастся на­учить ребенка читать и считать, то прежде всего позаботьтесь о том, что­бы он смог использовать полученные знания на практике. Учите его писать свое имя, фамилию, домашний адрес, читать на улице вывески, различные знаки информации и безопасности. Де­ти должны научиться выполнять зада­ния, связанные с пересчетом предме­тов, например, накрыть на стол, соот­неся количество приборов с числом обедающих. Ребенок, имеющий болезнь Да­уна, должен находиться на учете в психоневрологическом диспансере, где родители могут получить необхо­димую консультацию.