Как протекает эпилепсия у детей

Было время, когда на больных эпилепсией смот­рели как на обреченных людей; их чуждались, не принимали в учебные заведения, на работу, им за­прещали вступать в брак. Эта постоянная душевная травма усиливала разруши­тельное действие болезни, способствовала изменению ха­рактера, снижению интеллекта. С диагнозом эпилепсия нередко попадали в психиатрические больницы и счита­лись психически больными.

Эпилепсия у детей

В настоящее время доказано, что эпилепсия — нервное заболевание; его развитию способствует одна своеобразная особенность организма, которую специалисты называют «припадочной готовностью». Такая готовность в большин­стве случаев возникает под влиянием неблагоприятных внешних воздействий. Иногда это происходит еще в период внутриутробного развития, иногда в результате тяжело протекавших инфекционных заболеваний, черепно-мозго­вой травмы. Припадки, подобные эпилептическим, могут возникать и у детей, страдающих различными заболеваниями цен­тральной нервной системы и внутренних органов. Даже глистные инвазии, особенно заражение аскаридами и вла­соглавом, вызывают иногда подобные приступы. Стоит из­гнать глистов, и эти неприятные явления прекращаются.

Как развивается эпилепсия

Во многих случаях эпилепсия развивается постепенно. За несколько месяцев, а иногда и лет до наступления при­падков появляются расстройства сна, головная боль, ноч­ное недержание мочи, головокружение; ребенок вздраги­вает, засыпая, и во сне. Судорожным приступам могут предшествовать различные ауры — симптомы, предвещаю­щие припадок: подергивание отдельных мышц, не­приятные ощущения (парестезии) в руке, ноге, на лице, подташнивание, боль в животе, сердцебиение или боль в сердце. Бывает, что эпилепсия начинается так называемыми «малыми припадками» — у ребенка на какие-то мгнове­ния «выключается» сознание, он закатывает глаза, пово­дит плечами, головой либо запрокидывает голову, вздра­гивает; мускулатура рук при этом расслабляется или, на­оборот, напрягается. Ребенок может вскакивать во сне, стремиться куда-то бежать или что-то делать; он плачет, смеется, не реаги­рует на окружающее, не отвечает на вопросы или отве­чает невпопад.

Все это еще не означает, что ребенок болен эпилеп­сией,— такие явления могут наблюдаться при различных нервных состояниях; вздрагивают во сне и совершенно здо­ровые дети. Однако проконсультировать ребенка у педиат­ра или невропатолога необходимо, чтобы выяснить причи­ну этих расстройств и не проглядеть начало заболевания. Чем раньше поставлен диагноз и приняты меры, тем больше уверенности в том, что эпилепсия не примет тяже­лого течения.

Первая помощь при эпилептическом припадке

Судорожный эпилептический припадок производит удру­чающее впечатление. Но родители и окружающие должны вести себя в это время спокойно, оказывая помощь быстро, без суеты. Главная задача — предотвра­тить удушье и ушибы. Если припадок случился не в постели, первым делом положите под голову ребенку подушку, сложенную в не­сколько раз мягкую ткань, в крайнем случае — руку. Что­бы выделяющаяся пена не попала в дыхательные пути, ребенка надо повернуть на бок, а чтобы он не прикусил язык, вставить между зубами шпатель или ручку столовой ложки, обернутые марлей. Лучше такой шпатель, при­готовленный заранее, держать всегда в одном месте. Ни в коем случае не следует изо всей силы держать, сжимать больного, стараться приостановить судороги. Это не пре­кращает приступ и не облегчает состояния — наоборот, по­скольку мышцы судорожно напряжены, такое противодей­ствие может привести к телесному повреждению.

Помощь при эпилептическом припадке

Когда приступ пройдет, уложите ребенка в постель. Как правило, он засыпает. Не следует в это время нарушать его сон, будить, задавать вопросы, давать нюхать нашатыр­ный спирт. Если припадки повторяются один за другим, то боль­ному надо дать двойную дозу того противосудорожного ле­карства, которое ему обычно назначает врач, и вызвать «Скорую помощь».

Лечение эпилепсии

Причины эпилепсии разные, неодинаковы харак­тер и частота припадков, различны особенности и реакции каждого организма. Поэтому лечение очень индивидуально. Родители ни в коем случае не долж­ны давать ребенку лекарства по собственному усмотрению или отменять назначения врача. Универсальных антиэпилептических препаратов нет и, видимо, не может быть. То, что помогает одному ребенку, может оказаться совершен­но неэффективным и даже вредным для другого. В настоящее время в связи с постоянным медицинским наблюдением за больными детьми, значительным расши­рением арсенала медикаментозных средств борьба с эпи­лепсией стала намного эффективнее, чем прежде. Однако было бы неправильно думать, что с назначением лекарств припадки во всех случаях тут же исчезают и больной вы­здоравливает.

Лечение эпилепсии — длительное и непре­рывное. Постепенное снижение доз медикаментов возмож­но лишь спустя один-два года после полного прекращения припадков. К сожалению, некоторые родители слишком нетерпе­ливы в этом отношении. Как только удается избавить ре­бенка от припадков, они перестают давать ему лекарства. Нужно помнить; ни в коем случае нельзя резко обрывать лече­ние. Это может вызвать значительное учащение припадков вплоть до эпилептического статуса (когда приступы сле­дуют один за другим и в интервалах между ними больной не приходит в сознание). В этих случаях необходима сроч­ная госпитализация.

Особенности воспитания при эпилепсии

Эпилепсия — заболевание хроническое. И потому надо подумать о правильном воспитании ребёнка. Некоторые родители скрывают от детей, что они страдают эпилепсией. Ребенок, не зная о болезни, разумеется, протестует против приема лекарств и всяких ограничений; неизбежно наступают . конфликты, споры. Гораздо правильнее в общих чертах рассказать ребен­ку о его болезни, придать уверенность в том, что присту­пы пройдут и он будет здоров. Такое разъяснение помо­гает ему осознать необходимость длительного лечения и некоторых ограничений. Не следует делать из болезни ребенка секрета для окружающих — так или иначе истина станет известна, а ложь причинит ребенку страдания, заставит его стыдить­ся. Эпилепсия, конечно, заболевание тяжелое, но никакой тени на больного она не кладет и в принципе не отличает­ся от любого другого недуга. Больной ребенок должен непременно лечиться, но он должен и учиться. Если припадки нечасты и умственное развитие нормальное, он может посещать обычную школу. В тех случаях, когда это оказывается для него непосиль­ным, надо учиться во вспомогательной школе.

К таким де­тям надо относиться внимательно, учитывать их особенно­сти. Недопустимо, чтобы кто-нибудь называл ребенка «эпи­лептиком» или «припадочным». Если припадок случился в школе, надо оказать первую помощь, обратиться к вра­чу, а учащимся разъяснить, что это был нервный приступ. Вообще о припадках следует говорить как о нервных приступах. Естественно, что родители и все близкие боятся воз­никновения припадков. Но надо владеть собой, не показы­вать этой тревоги: она передается ребенку, лишает его свойственной возрасту беспечности. Иногда озабоченные родители, сами не замечая этого, поддерживают психиче­ское напряжение больного, постоянно спрашивая его, как он себя чувствует, не болит ли у него голова, не кружится ли и так далее. О проявлениях болезни ребенок, несом­ненно, должен знать, но не следует все время напоминать о них, подчеркивать особенности его состояния.

Очень важно найти правильную линию воспитания, пра­вильное сочетание щадящего н закаляющего подхода к больному ребенку. Не стоит излишне опекать его, освобождать от всех обя­занностей. Отсутствие личного опыта делает ребенка бес­помощным, лишает самостоятельности, веры в себя. Дети, воспитанные в атмосфере исключительности, с постоянны­ми ограничениями, оказываются плохо приспособленными к жизни. Но беда не только в этом. Чрезмерное изнежива­ние, исполнение всех желаний ведет к формированию эгоиз­ма, иждивенческих тенденций. Повышенно чувствительные, эгоистичные и требовательные дети часто вступают в кон­фликты с окружающими. Неприятные эмоциональные пе­реживания способствуют возникновению припадка. Таким образом, создается своеобразный порочный круг: неправильное воспитание формирует особенности личности, отягчающие течение болезни, а более тяжелое ее течение усугубляет патологические черты характера. Ребенок, больной эпилепсией, должен общаться со сверстниками, так же обслуживать себя и выполнять те же обязанности, что и здоровые дети его возраста. Одна­ко, добиваясь выполнения тех или иных требований, не сле­дует прибегать к каким бы то ни было наказаниям.

Очень часто возникает вопрос: следует ли разрешать детям, больным эпилепсией, заниматься физкультурой, не может ли физическая нагрузка вызывать припадок? Такие опасения в подавляющем большинстве случаев необосно­ванны. Больного нельзя уберечь от припадков, даже если он все время находится в постели. Более того — установ­лено, что приступы эпилепсии наступают значительно реже, когда больной занят умственным или физическим трудом, и го­раздо чаще — в состоянии покоя. Активная деятельность, создавая в мозгу новые очаги возбуждения, способствует подавлению тех болезненных, так называемых эпилепто­генных очагов, возбуждение которых приводит к приступу.

Режим и питание для ребёнка

Если эпилепсия протекает не очень тяжело, дети, за некоторым исключением, могут и должны зани­маться физкультурой в школе, участвовать в раз­личных играх. Можно играть в мяч, теннис, баскетбол, во­лейбол, городки, настольный теннис, ходить на лыжах. Разумеется, надо следить, чтобы ребенок не уставал. Противопоказаны бокс, борьба, езда на велосипеде, альпинизм, плавание без присмотра и на большие дистан­ции, ныряние, лодочный спорт, прыжки на лыжах, осо­бенно с трамплина, бег на большие дистанции. Не реко­мендуются катание на карусели, качелях, вращательные аттракционы. Полезно составить для каждого ребенка расписание дня, в которое включить утреннюю зарядку, определить время занятий, отдыха, прогулок.

Ребенок, больной эпилепсией, не нуждается в особой диете, однако соленые и острые блюда ему употреблять не следует. Нельзя пить слишком много жидкости; в ра­ционе следует ограничить продукты, содержащие много азота: фасоль, бобы, горох. Надо следить за регулярностью стула: запоры могут способствовать возникновению припадка. Желательно завести тетрадь для регистра­ции припадков. Это поможет врачу разобраться в их осо­бенностях, проанализировать течение заболевания и оце­нить эффективность назначенного лечения. В тетради сле­ва на полях отмечается дата и час возникновения припад­ка, а справа описывается его характер: как он начался, как развивался, как чувствовал себя ребёнок потом; если были судороги, то в каких частях тела. Внимательное, разумное отношение родителей, их по­стоянное содружество с врачом помогут успешно бороться с эпилепсией, дадут ребенку возможность развиваться, учиться, жить теми же интересами и радостями, что и все здоровые дети.