Было время, когда на больных эпилепсией смотрели как на обреченных людей; их чуждались, не принимали в учебные заведения, на работу, им запрещали вступать в брак. Эта постоянная душевная травма усиливала разрушительное действие болезни, способствовала изменению характера, снижению интеллекта. С диагнозом эпилепсия нередко попадали в психиатрические больницы и считались психически больными.
В настоящее время доказано, что эпилепсия — нервное заболевание; его развитию способствует одна своеобразная особенность организма, которую специалисты называют «припадочной готовностью». Такая готовность в большинстве случаев возникает под влиянием неблагоприятных внешних воздействий. Иногда это происходит еще в период внутриутробного развития, иногда в результате тяжело протекавших инфекционных заболеваний, черепно-мозговой травмы. Припадки, подобные эпилептическим, могут возникать и у детей, страдающих различными заболеваниями центральной нервной системы и внутренних органов. Даже глистные инвазии, особенно заражение аскаридами и власоглавом, вызывают иногда подобные приступы. Стоит изгнать глистов, и эти неприятные явления прекращаются.
Как развивается эпилепсия
Во многих случаях эпилепсия развивается постепенно. За несколько месяцев, а иногда и лет до наступления припадков появляются расстройства сна, головная боль, ночное недержание мочи, головокружение; ребенок вздрагивает, засыпая, и во сне. Судорожным приступам могут предшествовать различные ауры — симптомы, предвещающие припадок: подергивание отдельных мышц, неприятные ощущения (парестезии) в руке, ноге, на лице, подташнивание, боль в животе, сердцебиение или боль в сердце. Бывает, что эпилепсия начинается так называемыми «малыми припадками» — у ребенка на какие-то мгновения «выключается» сознание, он закатывает глаза, поводит плечами, головой либо запрокидывает голову, вздрагивает; мускулатура рук при этом расслабляется или, наоборот, напрягается. Ребенок может вскакивать во сне, стремиться куда-то бежать или что-то делать; он плачет, смеется, не реагирует на окружающее, не отвечает на вопросы или отвечает невпопад.
Все это еще не означает, что ребенок болен эпилепсией,— такие явления могут наблюдаться при различных нервных состояниях; вздрагивают во сне и совершенно здоровые дети. Однако проконсультировать ребенка у педиатра или невропатолога необходимо, чтобы выяснить причину этих расстройств и не проглядеть начало заболевания. Чем раньше поставлен диагноз и приняты меры, тем больше уверенности в том, что эпилепсия не примет тяжелого течения.
Первая помощь при эпилептическом припадке
Судорожный эпилептический припадок производит удручающее впечатление. Но родители и окружающие должны вести себя в это время спокойно, оказывая помощь быстро, без суеты. Главная задача — предотвратить удушье и ушибы. Если припадок случился не в постели, первым делом положите под голову ребенку подушку, сложенную в несколько раз мягкую ткань, в крайнем случае — руку. Чтобы выделяющаяся пена не попала в дыхательные пути, ребенка надо повернуть на бок, а чтобы он не прикусил язык, вставить между зубами шпатель или ручку столовой ложки, обернутые марлей. Лучше такой шпатель, приготовленный заранее, держать всегда в одном месте. Ни в коем случае не следует изо всей силы держать, сжимать больного, стараться приостановить судороги. Это не прекращает приступ и не облегчает состояния — наоборот, поскольку мышцы судорожно напряжены, такое противодействие может привести к телесному повреждению.
Когда приступ пройдет, уложите ребенка в постель. Как правило, он засыпает. Не следует в это время нарушать его сон, будить, задавать вопросы, давать нюхать нашатырный спирт. Если припадки повторяются один за другим, то больному надо дать двойную дозу того противосудорожного лекарства, которое ему обычно назначает врач, и вызвать «Скорую помощь».
Лечение эпилепсии
Причины эпилепсии разные, неодинаковы характер и частота припадков, различны особенности и реакции каждого организма. Поэтому лечение очень индивидуально. Родители ни в коем случае не должны давать ребенку лекарства по собственному усмотрению или отменять назначения врача. Универсальных антиэпилептических препаратов нет и, видимо, не может быть. То, что помогает одному ребенку, может оказаться совершенно неэффективным и даже вредным для другого. В настоящее время в связи с постоянным медицинским наблюдением за больными детьми, значительным расширением арсенала медикаментозных средств борьба с эпилепсией стала намного эффективнее, чем прежде. Однако было бы неправильно думать, что с назначением лекарств припадки во всех случаях тут же исчезают и больной выздоравливает.
Лечение эпилепсии — длительное и непрерывное. Постепенное снижение доз медикаментов возможно лишь спустя один-два года после полного прекращения припадков. К сожалению, некоторые родители слишком нетерпеливы в этом отношении. Как только удается избавить ребенка от припадков, они перестают давать ему лекарства. Нужно помнить; ни в коем случае нельзя резко обрывать лечение. Это может вызвать значительное учащение припадков вплоть до эпилептического статуса (когда приступы следуют один за другим и в интервалах между ними больной не приходит в сознание). В этих случаях необходима срочная госпитализация.
Особенности воспитания при эпилепсии
Эпилепсия — заболевание хроническое. И потому надо подумать о правильном воспитании ребёнка. Некоторые родители скрывают от детей, что они страдают эпилепсией. Ребенок, не зная о болезни, разумеется, протестует против приема лекарств и всяких ограничений; неизбежно наступают . конфликты, споры. Гораздо правильнее в общих чертах рассказать ребенку о его болезни, придать уверенность в том, что приступы пройдут и он будет здоров. Такое разъяснение помогает ему осознать необходимость длительного лечения и некоторых ограничений. Не следует делать из болезни ребенка секрета для окружающих — так или иначе истина станет известна, а ложь причинит ребенку страдания, заставит его стыдиться. Эпилепсия, конечно, заболевание тяжелое, но никакой тени на больного она не кладет и в принципе не отличается от любого другого недуга. Больной ребенок должен непременно лечиться, но он должен и учиться. Если припадки нечасты и умственное развитие нормальное, он может посещать обычную школу. В тех случаях, когда это оказывается для него непосильным, надо учиться во вспомогательной школе.
К таким детям надо относиться внимательно, учитывать их особенности. Недопустимо, чтобы кто-нибудь называл ребенка «эпилептиком» или «припадочным». Если припадок случился в школе, надо оказать первую помощь, обратиться к врачу, а учащимся разъяснить, что это был нервный приступ. Вообще о припадках следует говорить как о нервных приступах. Естественно, что родители и все близкие боятся возникновения припадков. Но надо владеть собой, не показывать этой тревоги: она передается ребенку, лишает его свойственной возрасту беспечности. Иногда озабоченные родители, сами не замечая этого, поддерживают психическое напряжение больного, постоянно спрашивая его, как он себя чувствует, не болит ли у него голова, не кружится ли и так далее. О проявлениях болезни ребенок, несомненно, должен знать, но не следует все время напоминать о них, подчеркивать особенности его состояния.
Очень важно найти правильную линию воспитания, правильное сочетание щадящего н закаляющего подхода к больному ребенку. Не стоит излишне опекать его, освобождать от всех обязанностей. Отсутствие личного опыта делает ребенка беспомощным, лишает самостоятельности, веры в себя. Дети, воспитанные в атмосфере исключительности, с постоянными ограничениями, оказываются плохо приспособленными к жизни. Но беда не только в этом. Чрезмерное изнеживание, исполнение всех желаний ведет к формированию эгоизма, иждивенческих тенденций. Повышенно чувствительные, эгоистичные и требовательные дети часто вступают в конфликты с окружающими. Неприятные эмоциональные переживания способствуют возникновению припадка. Таким образом, создается своеобразный порочный круг: неправильное воспитание формирует особенности личности, отягчающие течение болезни, а более тяжелое ее течение усугубляет патологические черты характера. Ребенок, больной эпилепсией, должен общаться со сверстниками, так же обслуживать себя и выполнять те же обязанности, что и здоровые дети его возраста. Однако, добиваясь выполнения тех или иных требований, не следует прибегать к каким бы то ни было наказаниям.
Очень часто возникает вопрос: следует ли разрешать детям, больным эпилепсией, заниматься физкультурой, не может ли физическая нагрузка вызывать припадок? Такие опасения в подавляющем большинстве случаев необоснованны. Больного нельзя уберечь от припадков, даже если он все время находится в постели. Более того — установлено, что приступы эпилепсии наступают значительно реже, когда больной занят умственным или физическим трудом, и гораздо чаще — в состоянии покоя. Активная деятельность, создавая в мозгу новые очаги возбуждения, способствует подавлению тех болезненных, так называемых эпилептогенных очагов, возбуждение которых приводит к приступу.
Режим и питание для ребёнка
Если эпилепсия протекает не очень тяжело, дети, за некоторым исключением, могут и должны заниматься физкультурой в школе, участвовать в различных играх. Можно играть в мяч, теннис, баскетбол, волейбол, городки, настольный теннис, ходить на лыжах. Разумеется, надо следить, чтобы ребенок не уставал. Противопоказаны бокс, борьба, езда на велосипеде, альпинизм, плавание без присмотра и на большие дистанции, ныряние, лодочный спорт, прыжки на лыжах, особенно с трамплина, бег на большие дистанции. Не рекомендуются катание на карусели, качелях, вращательные аттракционы. Полезно составить для каждого ребенка расписание дня, в которое включить утреннюю зарядку, определить время занятий, отдыха, прогулок.
Ребенок, больной эпилепсией, не нуждается в особой диете, однако соленые и острые блюда ему употреблять не следует. Нельзя пить слишком много жидкости; в рационе следует ограничить продукты, содержащие много азота: фасоль, бобы, горох. Надо следить за регулярностью стула: запоры могут способствовать возникновению припадка. Желательно завести тетрадь для регистрации припадков. Это поможет врачу разобраться в их особенностях, проанализировать течение заболевания и оценить эффективность назначенного лечения. В тетради слева на полях отмечается дата и час возникновения припадка, а справа описывается его характер: как он начался, как развивался, как чувствовал себя ребёнок потом; если были судороги, то в каких частях тела. Внимательное, разумное отношение родителей, их постоянное содружество с врачом помогут успешно бороться с эпилепсией, дадут ребенку возможность развиваться, учиться, жить теми же интересами и радостями, что и все здоровые дети.