Грипп у детей — тяжелые осложнения гриппа

С наступлением сырой, холодной погоды увеличи­вается вероятность заболеваний гриппом. И, конечно, мы прежде всего думаем о детях: их надо особенно оберегать, ибо для детей грипп представляет более острую угрозу, чем для взрослого. Вирус гриппа обладает способностью размножаться в эпителии дыхательных путей — вот почему грипп обычно (хотя и не обязательно) сопровождается насморком, каш­лем, осиплостью голоса. Но вирус оказывает и общее ток­сическое (отравляющее) действие на организм.

Грипп у детей

Головная боль, слабость, головокружение, потеря аппетита, рвота — все это проявления гриппозной интоксикации. С них обыч­но и начинается заболевание. К токсинам, вырабатывающимся в результате жизнеде­ятельности вируса гриппа, особенно чувствительна нерв­ная система. У детей нервную систему грипп поражает силь­нее и чаще, чем у взрослых, что объясняется ее недоста­точной зрелостью, несовершенством функций.

Специальные исследования показали, что наибольшие изменения происходят в гипоталамической области голов­ного мозга, где заложены высшие регуляторные центры вегетативной нервной системы. Гипоталамус особенно уяз­вим потому, что он обладает наиболее развитой сетью сосу­дов, и в частности мельчайших из них — капилляров, а гриппозные токсины действуют в первую очередь именно на капилляры. Сосуды гипоталамуса имеют еще одну осо­бенность — они отличаются повышенной проницаемостью. Это облегчает проникновение токсических веществ и даже самих вирусов. Нарушение регулирующей роли гипоталамуса нередко ведет к расстройству деятельности вегетативной нервной системы, проявляющемуся кратковременным повышением или, наоборот, падением артериального давления, учаще­нием или снижением частоты пульса пульса, а также задержкой стула, потливостью. Такие явления характерны для всех, даже относитель­но легких форм гриппа.

Когда грипп у детей протекает тяжело

При тяжёлом течении гриппа в процесс вовлекаются многие отделы нервной системы, возникают подчас весьма серьезные рас­стройства. На фоне высокой температуры могут появиться судо­роги. К судорожным реакциям более склонны дети ранне­го возраста (до трех лет), но они возникают иногда и у старших детей. Самое грозное проявление гриппозной интоксикации — энцефалитический синдром: внезапно резко повышается температура, ребенок теряет сознание, у него могут поя­виться частые и сильные судороги, иногда галлюцинации, а в особо тяжелых случаях — нарушения ритма дыхания, изменения сердечно-сосудистой деятельности. Несколько иначе проявляется так называемый менин­геальный синдром, свидетельствующий о раздражении моз­говых оболочек. Его характерные признаки — очень силь­ная головная боль, рвота, бред, возбуждение. Подобные осложнения грипп вызывает у детей с уязви­мой, ослабленной нервной системой, например, перенес­ших родовую внутричерепную травму, сотрясение мозга, обладающих склонностью к развитию судорог при всяком повышении температуры.

Лечение ребёнка больного гриппом

Когда ребенок заболевает гриппом, первое, что необхо­димо сделать,— уложить его в постель и вызвать врача. Почаще давайте прохладное питье. Если температура под­нялась выше 38-39 градусов, обязательно положите на голову салфетку, смоченную в холодной воде, и часто ме­няйте ее. Можно повесить над головой пузырь со льдом. Не надо укрывать ребенка дополнительными одеялами, на­девать шерстяные кофточки. Перегревание ему не только не нужно, но и вредно. Комната должна быть хорошо проветрена. Обычно ребенка с тяжелыми поражениями нервной си­стемы (судороги, потеря сознания) немедленно госпитали­зируют, и очень важно, чтобы родители не препятствова­ли этому, понимая жизненную необходимость подобного решения.

В настоящее время ученые разработали комплекс мер, помогающих успешно бороться с гриппозным нейротокси­козом. Иногда врач предлагает срочно сделать спинно­мозговую пункцию. Она необходима для того, чтобы опре­делить, развилось ли раздражение мозговых оболочек в связи с гриппозной интоксикацией или ребенок заболел менингитом. Точный диагноз определит и правильное ле­чение. Спинномозговая пункция к тому же имеет не толь­ко диагностическое, но и лечебное значение: благодаря ей уменьшается внутричерепное давление, и ребенку сразу становится легче. Как правило, в больничных условиях удается быстро добиться уменьшения грозных проявлений токсикоза, и ребенок выздоравливает. Но и после выписки у него на не­которое время сохраняется неустойчивость артериального давления, потливость, слабость.

Если госпитализация не потребовалась и ребенок остал­ся дома, надо очень внимательно выполнять все назначе­ния врача. Постельный режим необходим не только пока темпера­тура повышена, но и в течение 5-7 дней после того, как она стала нормальной. Ребенку могут быть неприятны слишком яркий свет, громкие, резкие звуки. На абажур, если лампа сто­ит у постели, набросьте какой-нибудь платок; не включай­те на полную мощность радио, телевизор, не гремите посу­дой, мебелью. Необходимо тщательно проветривать комнату. Лучше всего, если форточка будет приоткрыта все время, но кро­ватку поставьте так, чтобы ток холодного воздуха не по­падал прямо на нее.

Пока температура повышена, пища должна быть жид­кой или полужидкой — фруктовые соки, компоты, кефир, овощные пюре, мясное суфле, бульон. Не настаивайте на том, чтобы ребенок пил горячий чай, горячее молоко — прохладное питье будет ему приятнее. Если малыш вял, не хочет ни слушать сказок, ни иг­рать,— не надо развлекать его. Покой и тишина помогают быстрее восстановить силы. Позже, с улучшением самочувствия, дайте ему в по­стель любимую игрушку, почитайте вслух, займите какой-нибудь спокойной игрой. Ухаживая за ребенком, надевайте марлевую маску.

Восстановительный период после гриппа

Когда ребенок выздоровеет, необходимо всячески оберегать его от заражения острыми заболеваниями дыха­тельных путей, ангиной. Нельзя сразу после гриппа, протекавшего с поражени­ем нервной системы, делать профилактические прививки. На какой срок отложить их, решат педиатр и невропато­лог, наблюдавшие больного. К обычному образу жизни ребенок должен возвращать­ся постепенно. Постельный режим на день-два смените полупостельным, а затем уже разрешите с утра до вечера быть на ногах. Весьма желательно, однако, сохранить на одну-две недели послеобеденный сон и увеличить продолжительность ночного сна.

В распорядок дня выздоравливающего обязательно входят прогулки. Чем больше ребенок бывает на свежем воздухе, тем лучше он спит, а спокойный и длительный сон ему сейчас необходим. Хорошее, успокаивающее действие оказывают теплые (36-37 градусов) хвойные ванны. Ребенка школьного возраста не спешите отправлять в школу и, главное, не настаивайте на том, чтобы он сразу стал усиленно заниматься, наверстывать упущенное: его нервная система еще не настолько окрепла, чтобы допол­нительная нагрузка была ему по силам. Наоборот, лучше договориться с педагогом и школьным врачом о том, чтобы ребенку предоставили на некоторое время дополнительный выходной день. Не делайте ему выговоров, если в первые недели после болезни ухудшатся отметки, снизится внима­ние, усидчивость. Все это — следствие гриппа.

Педагогам нужно учитывать особенности со­стояния детей, перенесших тяжелый грипп. Надо счи­таться с его повышенной нервозностью, утомляемостью, уязвимостью. Это явления временные, и чем мягче вы бу­дете относиться к ребенку, тем скорее они пройдут. Ребенка, пока он не окрепнет окончательно, лучше ос­вободить от занятий в кружках, дежурств по классу и дру­гих поручений. Временно надо воздержаться от посещений кино, театра, цирка. Постепенно следует ему включаться и в занятия физ­культурой. Упражнения, требующие большого физическо­го и эмоционального напряжения, например, бег на дистан­цию, прыжки, участие в соревнованиях, после болезни про­тивопоказаны. Длительность щадящего режима определит, конечно, врач.

Грипп — серьёзная угроза для детей и их следует особенно оберегать. Конечно, сделать это нелегко — ведь для того, чтобы заразиться, достаточно самого кратковре­менного контакта. Тем не менее профилактика этого забо­левания с каждым годом становится все более реальной. Ни на один день не прекращаются поиски и испытания новых профилактических средств. Уче­ные постоянно работают над усовершенствованием противогриппоз­ных вакцин для детей. В се­мье надо всячески ограждать ребенка от контакта с больными.